История Дома науки и техники локомотивного депо Красный Лиман

 

В 1929 году в Красном Лимане сдан в эксплуатацию первый на Донецкой железной дороге Дворец культуры железнодорожников имени Артема. Он сразу же стал центром художественной самодеятельности для сотен краснолиманцев. Уже через два года в нем работали два драматических кружка, хоровая капелла, большой танцевальный коллектив, а также оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. В 1939 году капелла бандуристов Дворца выступала в Колонном зале Дома Союзов в Москве перед делегатами ХVIII съезда ВКП(б).

 

В годы великой Отечественной войны не только культработники, но и многие краснолиманцы спасали культурные ценности ДК. Они грузили самые дорогие костюмы, ценные картины, инструменты, занавесы в вагоны и отправляли их в Среднюю Азию. Начальник дистанции пути Д.В. Ходарев четко организовал работу по эвакуации имущества и благодаря этому многое удалось спасти.

 

От фашистских артиллерийских обстрелов и бомбардировок большая часть Дворца была разрушена. Очень пострадала большая сцена.

 

Благодаря руководству дороги и Краснолиманского узла, энтузиазму как железнодорожников, так и всех жителей района, здание Дворца культуры имени Артема восстановили в сжатые сроки.

 

Десятилетия клубной жизни ДК связано с именем Константина Леонтьевича Конака. В 1949 году он начал руководить драматическим коллективом. Около 40 спектаклей, оперетт, водевилей поставлено и сыграно им вместе с самодеятельными артистами. Среди них - «В степах України», «Макар Діброва», «Нечиста сила», «Запорожець за Дунаєм», «Стряпуха» и другие.

 

Бывали случаи, когда краснолиманских аматоров приглашали сыграть роли даже в Донецком оперном театре. Туда неоднократно ездили А.И. Сысоева и К.П. Бухалин. От их игры в «Трембите», как вспоминают и сегодня во Дворце, зрителям театра «… становилось легко на душе, будто в это время зажигали елку».

 

Константин Леонтьевич Конак руководил также хором машинистов (в пятидесятые годы таких было только два на всю Донецкую область), а также вокальным ансамблем и хором мальчиков.

 

Благодаря ДК Артема сделали первые шаги на большую сцену Алла Плиско – солистка Софийского оперного театра, затем Донецкого театра оперы и балета, Анатолий Гапич – солист Новосибирской филармонии, Иван Попитченко – солист Калининградской филармонии, Александр Ляшко – солист Ленингратской филармонии, заслуженный артист РСФСР.

 

В ноябре 1960 года 8 участников художественной самодеятельности приняли самое активное участие в декаде литературы и искусства УССР в Москве.

 

Совершенствовалась библиотечная система. Особенно много сделано с приходом во дворец в 1952 году молодого и инициативного специалиста М.В. Бреус. Она посвятила библиотечному и клубному делу всю свою трудовую жизнь. А если быть точным – 37 лет.

 

Книжный фонд возрос до 40 тысяч экземпляров, а читателей было около 4 тысяч. На линейных станциях действовало более 30 книжных передвижек.

 

Неотъемлемой частью клубной жизни были агитпоезда, курсирующие по линейным станциям Краснолиманского отделения дороги, а агитбригада ДК имени Артема считалась лучшей на дороге. Участники художественной самодеятельности всегда дарили настоящие праздники души не только железнодорожникам, но и жителям сел, поселков района. Многие жители нашего города с ностальгией вспоминают выступление артистов дворцовского кукольного театра или посещение теплым летним вечером летнего кинотеатра. А с каким энтузиазмом создавались джазовые и вокально-инструментальные ансамбли, «любимцы танцплощадок».

 

В 1974 году под руководством начальника Краснолиманского отделения дороги К.А. Гасиева силами всех предприятий узла осуществлен капитальный ремонт ДК.

 

По проекту и под руководством нашего земляка ректора Харьковского художественно-промышленного института Егорова напротив Дворца культуры возведен мемориал «Родина-Мать».

 

На замечательной сцене Дворца выступали многие звезды эстрады. Жители города и района рукоплескали знаменитым Штепселю и Тарапуньке, певцам Юрию Богатикову и Сергею Захарову, метрам советской эстрады В.. Ободзинскому и Василю Зинкевичу, народным артистам Украины Владимиру Писареву и Павлу Зиброву, звездам Росийской эстрады Надежде Чепраге и Надежде Кадышевой, группам «Земляне», «Самоцветы», «Круиз», артистам кино, театра, оперы и балета.

 

Сегодня живет и развивается, как и в далекие пятидесятые-шестидесятые годы XX столетия, самодеятельное искусство Дворца культуры, а его лучшие представители чтят память и традиции своих предшественников

 

 

 

Во Дворце действуют 18 самодеятельных коллективов, 12 клубов по интересам и любительских объединений. В их числе:

 

• народный ансамбль песни «Світанок» и музыкальный театр «Джерельце» (руководитель Раиса Сидорова);

 

• образцовый ансамбль танца «Забава» (руководитель Галина Упнер) и шоу-балет «Эмьюзименет» (руководитель Шепилова Александра);

 

• арт-студия «Лицедеи» (руководитель Наталья Маслова);

 

• детская студия эстрадной песни «Камертон» (руководитель Инна Труш);

 

• вокальный ансамбль «Співучі серця» (руководитель Сергей Кучер);

 

• ансамбль народных инструментов (руководитель Ирина Мохнатова);

 

• духовой оркестр под руководством Игоря Голубницкого;

 

• студии бального танца под руководством Любовь Басенко-Мурза и Анатолия Пристинского;

 

• студия восточного танца «Глория» (руководитель Любовь Басенко-Мурза).

 

В ноябре 2000 года ДК имени Артема реорганизован в Дом науки и техники локомотивного депо. Дворец культуры стал цехом этого предприятия, поэтому усилилась культурно-массовая работа в помощь производству. Это конкурсные вечера по безопасности движения, охране труда, дни профессий, школы молодых бригадиров и мастеров и другие. Однако самодеятельное искусство осталось по-прежнему приоритетным в творческом коллективе Дома науки и техники.

 

Тридцать лет руководила им настоящий профессионал и умелый культработник Татьяна Павловна Иваненко. Неуемный характер, стремление к творческому созиданию, фанатичная любовь к искусству помогли Татьяне Павловне сделать главный выбор в жизни – возглавить коллектив Дворца культуры железнодорожников имени Артема. Стилем ее руководства стал поиск новых идей, оригинальность их воплощения и особенно стремление добиваться поставленной цели, преодолевая любые препятствия. Такое же требовательное т творческое отношение к делу она воспитывала в своих коллегах. Установка «быть лучшими» неоднократно помогала творческим коллективам Дома науки и техники занимать призовые места в дорожных, областных и отраслевых конкурсах и фестивалях. Татьяна Павловна Иваненко является признанным лидером среди культработников не только Донецкой магистрали, но и нашего города, области.